баннер конкурса Галкина В.М. Российская акaдемия образования. Институт общего среднего образования РАО. Центр дистанционного образования "Эйдос"
Страница участника конкурса Галкиной Валентины Михайловны учителя информатики школы №5 г.Добрянки Пермской обл.

Итак, я надеюсь, что теория изучена, пора закреплять...
Начнем с выполнения заданий.

1. Объясните , что общего в словах пещера, печать, печаль?(Объясните первоначальное значение каждого слова)

Ответы можно обсудить между собой, сформировавшийся ответ отправляем в рассылку. school5_dobr@rambler.ru

2.* Определите, связаны ли исторически слова наперсток, перчатки, наперсник. На чем основано ваше мнение?

Ответы можно обсудить между собой, сформировавшийся ответ отправляем в рассылку. school5_dobr@rambler.ru

3. А вот и первый наш совместный продукт -словарь устаревших слов.

Подберите слова современного русского языка, которые восходят к древним корням:
Например: пита(пища, хлеб,еда); -питание, пища, упитанный
увага(внимание);
каять(наказывать, порицать);
ляга(нога);
истый(подлиный, настоящий);
лука(судьба, случай);
прек(препятствие, запрет);
вель(большой);
близный(близкий);
ухати(издавать запах)

Дополните словарик устаревших слов.
Оформите словарик в виде таблички, отправьте по адресу: galkina_v@mail.ru

4. Во многих русских пословицах выражено уважительное отношение к труду ("Труд кормит, а лень портит", "Без труда не выловишь рыбку из пруда" и т.д.)А как объяснить пословицу "Работа не волк , в лес не убежит"?

Ответы можно обсудить между собой, сформировавшийся ответ отправляем в рассылку. school5_dobr@rambler.ru

5.** Даны русские слова: болото, проволока, провод, владыка, влажный, обод, водяной, обладать, оболочка, поладить.Найдите среди них три пары слов, восходящих к одному и тому же древнему корню.

Во втором слове каждой пары произошло выпадение начального "в" после приставки об. Учитывая это фонетическое изменение, найдите среди ниже перечисленных слов три пары, исторически восходящие к одному корню болото, проволока, провод, владыка, влажный, обод, водяной, обладать, оболочка, поладить.

Ответы можно обсудить между собой, сформировавшийся ответ отправляем в рассылку. school5_dobr@rambler.ru

6.** Определите, что мог означать глагол витать (ср. выражение витать в облаках)?

Ответы можно обсудить между собой, сформировавшийся ответ отправляем в рассылку. school5_dobr@rambler.ru

7. Что объединяет данные слова :
а)б.ология, б.ография, б.осфера;
б)г.ография, г.ология, Г.оргий;
в)мег.полис,мег.фон;
г)п.ртфель, п.ртмоне,п.ртативный;эксп.рт,трансп.рт

Ответы можно обсудить между собой, сформировавшийся ответ отправляем в рассылку. school5_dobr@rambler.ru

8.* Можно ли проверить безударные гласные в словах д.мократия, д.магог существительным эпидемия? Докажите.

Ответы можно обсудить между собой, сформировавшийся ответ отправляем в рассылку. school5_dobr@rambler.ru

9. Еще один словарь -словарь иностранных слов.
Заполните третий столбик таблицы
Слово Его происхождение Лексическое значение
конгресс "вместе"+"ход, движение, действие"
конференция "вместе"+"собирать"
конкуренция "вместе"+"бежать"
консерватор "вместе"+"охранитель"
конституция "вместе"+"слагать"
консолидация "вместе"+"уплотнение, укрепление"
конфедерация "вместе"+"объединение"
конфиденциальный "вместе"+"доверие"

Материал для заполнения таблицы :"тот, кто сохраняет старое, кто враждебен всяким нововведениям", "объединение, упрочение, укрепление","международный съезд", "законодательный орган в некоторых странах", "основной закон государства", "соперничество, борьба за достижение наивысших выгод", "союз, объединение", "доверительный, не подлежащий огласке, секретный", "собрание, совещание представителей правительств или организаций".

Дополните словарик иностранных слов, ответ отправляем по адресу: galkina_v@mail.ru

10*. Сформируйте, пожалуйста, словарь латинских пословиц и выражений. Проявите логику и сообразительность

Найдите перевод латинских пословиц и выражений.

1. Mala herba cito crescit.
2. Repititio est mater studiorum.
3. Clavus clavo pellitur.
4. Manus manum lavat.
5. Littera scripta manet.
6. Omnea mea mecum porto.
7. Omnibus disputandum.
8. Bis dat,qui cito dat.
9. Ubi bene,ubi patre.
10. Amor omnibus idem.
11. Ars longa, vita brevis.
12. Ignorantia non est argumentum.

а) Любовь у всех одна и та же.
б) Написанная буква остается.
в)Плохая трава быстро растет.
г) Клин клином вышибают.
д) Повторенье - мать ученья.
е) Все свое ношу с собой.
ж) Все подвергай сомнению.
з) Невежество не есть аргумент.
и) Жизнь коротка, искусство вечно.
к)Дважды дает тот , кто быстро дает.
л) Где хорошо, там и родина.
м) Рука руку моет.

После оформления работы отправьте словарик по адресу: galkina_v@mail.ru

По окончанию работы зайдите на сайт WWW.gvm2001.narod.ru, проверьте себя на доске самопроверки.

Этап отработки закончен. Можно и пофантазировать. Следующий этап работы -ваше творчество.

История Народная этимология Родственные языки Орфография Задания Творческие задания Первая страница Личная страница

eidos@mailru.com (С)Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года", 2001
(С)Галкина Валентина Михайловна,2001
http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm

Hosted by uCoz